Реальное импортозамещение или что такое ТОРП? - АлтунинВВ.Блог - всё об IT-технологиях!
Четверг, 12 марта 2020 12:08

Реальное импортозамещение или что такое ТОРП?

Россия

Мы живем в цифровую эпоху, в которую информация является важнейшей частью экономики и общества. Развитие информационных систем порождает дополнительные угрозы в плане кибербезопасности, для предотвращения которых необходимо надежное телекоммуникационное оборудование.

Кроме надежности в плане безопасности, это оборудование должно быть доступно для замены и ремонта. Необходимо обеспечить обновление программного обеспечения, в случае выявления в нём уязвимостей. При использовании в критически важных информационных системах оно должно подлежать обязательно сертификации в ФСТЭК и ФСБ.

Санкции против России со стороны США и Евросоюза показали, что в любой момент, под надуманным предлогом, наша страна может лишиться доступа к любым иностранным технологиям и оборудованию, в том числе и телекоммуникационному.

Чтобы обеспечить информационную безопасность правительством РФ был предпринят целый ряд шагов и, как результат, сформирован Единый Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения - ТОРП.

Введение

В последние годы нашей стране успешно проводится цифровизация - повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п. Между тем их внедрение порождает, в том числе, и новые угрозы.

В доцифровую эпоху, нужно было бомбить города и производства, проводить диверсии, чтобы нанести реальный урон противнику. В цифровую эпоху достаточно взломать и провести диверсию на городских информационных системах, электроснабжения, водоснабжения, канализации или управления транспортом. Для города миллионщика это будет самой настоящей катастрофой. Город останется без электричества и воды, перестанет работать общественный транспорт и метро, больницы и магазины. При этом ущерб зданиям и инфраструктуре будет, в общем, минимальным.

Таким же образом можно нанести вред и промышленности любой страны, если её информационные системы управления производством не защищены от несанкционированного доступа. Пример Ирана и его ядерной программы тут более чем показателен. 

Можно атаковать энергосистему целой страны и нанести ей огромный экономический ущерб, что наглядно показал пример Венесуэлы.

Взлом информационных систем банков и государственных учреждений и вовсе может ввергнуть хаос экономику целой страны.

Немного истории

С 90-х годов XX века и до недавнего времени, в нашей стране использовалось американское телекоммуникационное оборудование. Если говорить о магистральном оборудовании в основном это были Cisco и Juniper.

Конечные пользователи в основном использовали те же Cisco или более дешевые Латвийские Mikrotik или вовсе какой-нибудь ширпотреб народе D-link, Compex, Zyxel и т.д.

Введение односторонних санкций против России наглядно показало, что в конкурентной борьбе за право оставаться гегемоном, США не остановиться ни перед чем. И что в любой момент наша страна может лишиться доступа не только к технологиям нефтедобычи и газодобычи, но и возможности закупать телекоммуникационное, да и вообще любое высокотехнологичное оборудование.

Но санкции не единственная угроза, уже не стесняясь США рассказывают всему миру, что ведет против ряда стран, среди которых есть и Россия, информационную войну и готовы проводить кибератаки против России, если она будет вмешиваться в выборы в США 2020 года.

Кибератаки

Успешная кибератака возможна только в том случае, если одна из сторон имеет уязвимую информационную инфраструктуру. В оборудовании Cisco не раз находили бекдоры – нарочно созданные уязвимости, которые позволяли спецслужбам США получать доступ к устройствам и перехватывать информацию, передающуюся через эти устройства, не выдавая факта такой деятельности.

Подобные уязвимости обнаруживались и у оборудования Juniper.

Периодически обнаруживаются уязвимости в оборудовании Mikrotik, но у них, по крайней мере, похоже это просто недоработки программного обеспечения.

У потребительского сегмента оборудования, к которому относятся домашние роутеры и wifi-точки доступа, вообще очень часто обнаруживаются уязвимости и дыры в безопасности. Зачастую в этом виноваты сами пользователи, которые не настраивают должным образом свои устройства, но тут вина лежит и на производителях, которые не заботиться о безопасности своих устройств. Или идут на это сознательно, лишь бы снизить издержки, за счет удешевления производства.

Тем временем, уязвимое телекоммуникационное оборудование, в случае кибервойны, аналогично использованию систем ПРО производства США, которые по сигналу со спутника могут превратиться в груду дорогущего металлолома.

Поручение правительству

Учитывая современные реалии и внешнеполитическую обстановку, правительством РФ было принято решение о создании собственного производства радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования, которое будет независимо от политической обстановки в мире. Что, в свою очередь, позволит России избежать рисков связанных с использованием технологий и устройств иностранного производства.

18 декабря 2018 года в Новосибирске Заместитель Председателя Правительства Максим Акимов провёл совещание, по итогам которого были приняты  следующие решения и даны поручения (резолюция от 18 декабря 2018 года №МА-П10-86пр):

  1. Создать «Единый реестр радиоэлектронного оборудования российского происхождения». В создаваемом реестре выделить отдельный реестр для телекоммуникационного оборудования российского происхождения – ТОРП, далее - Реестр.
  2. Ввести ограничения на использование телком-оборудования иностранного производства для нужд оборонки и спецслужб.
  3. Ввести ограничения в сфере закупок, в отдельных случаях предусматривающие использование оборудование только из Реестра.
  4. В государственном контракте, на обеспечение населения универсальными услугами связи, обязать исполнителя использовать оборудование из Реестра.
  5. ФНС России и МВД России усилить контроль над ввозимым телеком-оборудованием.
  6. Уменьшить сроки и отменить плату за экспертизу заявок операторов связи на использование частот в диапазоне 5-6 ГГц. К сожалению, у нас этими частотами пользуются силовые структуры, так что подготовка к 5G у нас до сих пор стоит на месте.
  7. Рассмотреть создание налоговых льгот и льгот по страховым взносам для предприятий, производящим оборудование из Реестра.
  8. В рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы - "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотреть разработку комплексного проекта "Развитие технологий беспроводной связи на основе перспективного отечественного телекоммуникационного оборудования" - по сути создание сетей 5G на базе оборудования только отечественного производства.
  9. Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минпросвещения России и Минпромторгу России до 1 марта 2019 года представить предложения по реализации мероприятий, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для построения и эксплуатации информационной инфраструктуры на основе российского телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники – всё правильно, нужны специалисты, которые будут разрабатывать, производить, производить установку и обслуживание оборудования из ТОРП.

Реестр ТОРП

10 июля 2019 года вышло постановления правительства РФ № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации».

В разделе III правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции описаны условия добавления оборудования в реестр ТОРП:

  1. Чтобы получить статус ТОРП нужно подать заявление в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
  2. Подать заявление могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В случае группы организаций решение по каждой из них будет приниматься отдельно.
  3. Статус ТОРП оборудованию заявителя может быть предоставлен в случае соответствия следующим требованиям:
    1. Организация или ИП заявителя создана гражданином РФ, постоянно проживающим на её территории;
    2. Организация или ИП платит налоги на территории РФ;
    3. В уставном капитале заявителя суммарная доля капитала Российского происхождения составляет более 50 процентов или заявитель является унитарным предприятием;
  4. Заявитель является разработчиком программного обеспечения, которое используется в телеком-оборудовании - т.е. просто «залить» в железку программный код непонятного происхождения не выйдет
  5. Заявитель является правообладателем изобретения или полезной модели в случае, если они используются в составе телекоммуникационного оборудования, либо ему предоставлено право использования в составе телекоммуникационного оборудования изобретения или полезной модели по договору - очень полезный пункт, позволяющий заранее защититься от «патентных троллей» на территории РФ;
  6. Заявителем осуществляется модификация программного обеспечения самостоятельно либо на основании соответствующего договора со сторонней организацией с целью дальнейшего развития и улучшения качеств телекоммуникационного оборудования – никто не запрещает взять тот же Linux, “допилить” его и сертифицировать. Что и делает, например, Eltex.
  7. Заявитель является разработчиком конструкторской (включая архитектурное решение по разработке телекоммуникационного оборудования, схему принципиальную электрическую, шаблон печатных плат электронных блоков для телекоммуникационного оборудования), программной, эксплуатационной и технологической документации на телекоммуникационное оборудование и (или) обладает правами на такую документацию в объеме, достаточном для его производства, модернизации и развития – разработка собственная;
  8. Заявитель имеет возможность осуществлять адаптацию и модификацию конструкторской документации. Заявителю принадлежат на праве собственности или на ином законном основании подлинники конструкторской, технологической и эксплуатационной документации (включая проектную, техническую и пользовательскую документацию) – разработка не собственная, но приобретены права на лицензионное использование и производство, например, можно приобрести лицензию на MIPS со всей документацией и самим создать нужный чип;
  9. Производство телекоммуникационного оборудования осуществляется на территории Российской Федерации, а именно: производство кабельной продукции, электронных блоков, монтаж элементов на печатные платы, установка программного обеспечения на телекоммуникационное оборудование, финальная сборка и функциональное тестирование телекоммуникационного оборудования осуществляются на собственных производственных площадях заявителя либо на производственных площадях соисполнителя на территории Российской Федерации под контролем заявителя – это наверно самый важный пункт, теперь не выйдет заказать в Китае и наклеить «шилдик» со своим логотипом. Все от проводов, конденсаторов до процессора и печатных плат должно быть произведено на территории РФ и все эти компоненты должны быть собраны тут же. Также, как и установка и отладка ПО;
  10. Заявителем обеспечивается полный цикл тестового и сервисного сопровождения телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, используемого в его составе, на территории Российской Федерации – не получится отдать поддержку гипотетическим «индусам» на аутсорс. Только сами и полный цикл, включая гарантийную замену, если это предусмотрено;
  11. В телекоммуникационном оборудовании применяются интегральные схемы российского производства первого и второго уровня (до 1 июля 2021 г. в случае неприменения интегральных схем российского производства допускается применение пассивных и дискретных компонентов российского производства) – тут остановимся подробнее:

    Интегральные схемы первого уровня

    При проектировании и разработке интегральных схем первого уровня не допускается использование готовых схемотехнических решений иностранного производства

    На территории РФ должны осуществляться следующие операции: 

    1. Разработка структуры, логической и (или) электрической принципиальной схемы интегральных схем, топологии интегральных схем;
    2. Разработка (в том числе создание программного кода) программного обеспечения для интегральных схем; изготовление пластин по полному циклу (за исключением фотошаблонов) с кристаллами и их измерение;
    3. Сборка кристаллов в корпусе; измерение и испытание интегральных схем.

     Интегральные схемы второго уровня

    Производители интегральных схем второго уровня могут не обладать правами на технологическую документацию, если изготовитель находится вне территории Российской Федерации.

    Также на территории РФ может проводиться только проектирование, разработка и испытание интегральных схем.

  12. С 01.01.2020 телекоммуникационное оборудование должно соответствовать требованиям по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования, определяемому в соответствии с методикой оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения – более подробно о методике расчета можно почитать здесь.
  13. Одновременно с заявлением предаётся ряд документов, для нас будут интересны подпункты «г» и «д» пункта 15: 
    1. справка, содержащая сведения о составе и квалификации научных и инженерно-технических работников, обеспечивающих все этапы по разработке, производству и поддержке телекоммуникационного оборудования;
    2. копия сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ГОСТ Р применительно к заявляемому телекоммуникационному оборудованию (при наличии) - эти пункты ставят "крест" на фирмах однодневках или конторах из одного человека. Хочешь статус ТОРП – изволь соответствовать стандартам качества и иметь в наличии инженеров и специалистов для разработки и обслуживания своей продукции;
  1. Заявитель должен предоставить разнообразные справки и выписки и копии о регистрации в разнообразных реестрах, о регистрации своего ПО или о наличии патентов.
  2. Пункт 20 обязует заявителя предоставить документацию описывающую процесс разработки, включая LOG-файлы монтажных линий по сборке и монтажу элементов на печатные платы - проверяется наличие реального производства.
  3. В пункте 21 заявитель предоставляет руководство по эксплуатации, формуляры, а также прочую информацию.
  4. Пункт 22 позволяет проверить наличие у заявителя:
    1. Производственных помещений, необходимого оборудования, в том числе высокоточного;
    2. Поставщиков элементной базы, подрядчиков и работы, которыми ими производятся;
    3. Если используются отечественные сторонние разработки – договора с научно-исследовательскими организациями на территории РФ;
    4. Технологические карты, подтверждающие осуществление заявителем полного цикла сборки (включая финишную сборку) телекоммуникационного оборудования на территории Российской Федерации, исходные технологические файлы для производства поверхностного монтажа, копии отчетов с производственных станков по технологическим операциям.
      Организация должна предоставить доказательство, что у нее есть собственное производство, площади, договора и подрядчики;
    5. Справка, содержащая сведения о контрагентах, осуществляющих поверхностный монтаж, с указанием местоположения мощностей контрагента на территории Российской Федерации, а также отчеты с производственных станков по технологическим операциям - этот подпункт  призван прекратить практику размещения заказов в Китае;
    6. Документ, подтверждающий, что в составе оптического кабеля применяется волокно, произведенное (вытянутое из преформ) на территории Российской Федерации - так как на магистралях повсеместно используется оптическое волокно, этот пункт тоже необходим.
  1. Пункт 23 обязует предоставить регламенты гарантийного обслуживания и ремонта техники - производитель, таким образом, подтверждает, что у него есть полный цикл обслуживания оборудования.
  2. Пункт 27 защищает заявителя, если подаваемая информация подпадает под Федеральный закон «О коммерческой тайне», в этом случае производится проверка выездной комиссией - в самом деле, продукция может быть самая разная и в открытом виде передавать заявку и документацию о всяких новых разработках – только радовать иностранные корпорации, промышляющие промышленным шпионажем.

Далее в документе описывается порядок включения или отказа от включения в реестр, в случае отказа, подать повторную заявку заявитель может не раньше, чем через год.

Заключение

В ближайшее время стоит ожидать ужесточения политического противостояния между РФ и США, ввиду приближающихся выборов президента США. Вполне возможно новые санкции коснуться и рынка телеком-оборудования. Конечно есть еще китайская Huawei, но использование её продукции приведет к зависимости от Китая.

Реестр ТОРП и принятые нормативно-правовые акты призваны стимулировать производство телеком-оборудования на территории РФ. Правила включения в Реестр ТОРП призваны отсечь иностранных производителей, а также предотвратить использование разного рода «серых» схем, когда под маркой отечественного продукта продаются китайские поделки, притом не самого высокого качества и надежности с наклеенным логотипом, зато в 2-4 раза дороже.

Прошло два года с выхода поручения правительству и более полугода с момента выхода постановления о создании Реестра. На момент написания в Реестре ТОРП уже 491 запись. У 92 записей не подтвержден статус, т.е. он был присвоен, но не был подтвержден спустя год. Всё оборудование из Реестра должно проходить повторную проверку, один раз в год, чтобы сохранить статус ТОРП, согласно пункту 40 раздела III правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

Сам реестр вы можете скачать тут.

Источники

  1. Цифровизация: что это простыми словами
  2. Национальный проект — Цифровая экономика 
  3. Национальный проект "Цифровая экономика" - Официальный сайт
  4. Определены критерии отнесения интегральных схем к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ
  5. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ № 1032/397 от 17 августа 2011 года "Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, методики определения значений параметров, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и ежегодного подтверждения такого статуса"
  6. Постановление Правительства РФ N 878 от 10 июля 2019 года «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации»
Прочитано 2003 раз Последнее изменение Вторник, 28 июля 2020 11:30