Это вторая часть, первую часть вы можете найти на моем сайте.
В этой части мы добавим контекстное меню для нашего «плавающего» окна и заставим часы идти.
Если у вас нет готового проекта с предыдущего урока, вы можете скачать его с github.com.
Заставляем часы идти
Для начала нам надо получить текущее время в виде строки.
Для этого в floatwindow.cpp
в конец FloatWindow::FloatWindow(QWidget *parent)
добавим
ui->clockLabel->setText(QTime::currentTime().toString());
Добавим в начало файла
#include <QTime>
Запустим сборку проекта и получим следующее:

Теперь нам нужно заставить таймер обновлять это значение раз в секунду
Для этого нажмем F4 и добавим
QTimer *clockTimer;
после
QPoint oldPos;
Небольшое отступление.
Если при сборке вы можете получить подобную ошибку:
[code]
floatwindow.cpp:17: error: invalid use of incomplete type 'class QTimer'
| clockTimer = new QTimer()
|
[/code]
ошибка означает, что вы забыли добавить include с объявлением класса QTimer
. Можно добавить его вручную, а можно правой кнопкой щелкнуть по QTimer
в окне редактора, в меню выбрать Refactor
и далее выбрать Add #include <QTimer>
Вот и всё, такой подход помогает экономить много времени.
Вернемся к нашему коду.
Добавим
[code]
private slots:
void updateTimer();
[/code]
перед
[code]
};
#endif // FLOATWINDOW_H
[/code]
Таким образом мы объявим слот для нашего таймера.
Нажмем F4 еще раз и добавим в конец FloatWindow::FloatWindow(QWidget *parent)
[code]
clockTimer = new QTimer();
clockTimer->setInterval(1000);
clockTimer->start();
connect(clockTimer, SIGNAL(timeout()), this, SLOT(updateTimer()));
[/code]
В самый конец файла добавим
[code]
void FloatWindow::updateTimer()
{
ui->clockLabel->setText(QTime::currentTime().toString());
}
[/code]
Соберем и запустим проект у нас получились идущие часы!
Добавляем контекстное меню
У нас есть идущие часы, но вы должно быть заметили, что закрытие главной формы не приводит к выходу из программы. Плавающее окно остается на экране и удалить его можно, только принудительно «убив» программу через диспетчер задач.
Давайте это исправим - добавим контекстное меню с пунктом для выхода.
Добавим в floatwindow.cpp
В конец FloatWindow::FloatWindow(QWidget *parent)
добавим
[code]
quitAct = new QAction(tr("Quit"), this);
conextMenu = new QMenu(this);
connect(quitAct, &QAction::triggered, this, &FloatWindow::onQuitAction);
[/code]
добавим в конец файла
[code]
void FloatWindow::onQuitAction()
{
exit(0);
}
void FloatWindow::contextMenuEvent(QContextMenuEvent *event)
{
conextMenu->addAction(quitAct);
conextMenu->exec(event->globalPos());
}
[/code]
Нажмем F4 и добавим
[code]
QAction *quitAct;
QMenu *conextMenu;
[/code]
В private:
Добавим
[code]
#ifndef QT_NO_CONTEXTMENU
void contextMenuEvent(QContextMenuEvent *event) override;
#endif // QT_NO_CONTEXTMENU
[/code]
В protected
:
Добавим
void onQuitAction();
в
private slots:
Запустим сборку проекта и щелкнем правой кнопкой мыши по нашим часам. Откроется меню:

Нажмем Quit и программа закроется.
Заключение
Подведем итоги, мы узнали:
-
Как получить текущее время в виде строки с помощью Qt5
-
Как обновить текст компонента QLabel
-
Как добавить таймер к компоненту QWidget
и использовать его
-
Как добавить контекстное меню для QWidget
-
Как добавить пункт к контекстному меню
-
Как реализовать взаимодействие с пунктом меню
Вот и всё на сегодня. В следующем материале мы улучшим внешний вид контекстного меню, добавив к нему заголовок, а также реализуем механизм, позволяющий сохранять последнее положение нашего «плавающего» окна после выхода из программы и загрузку его, после повторного запуска.
Готовый проект вы можете найти на github по ссылке.